аукционный дом

+7 (495) 502-3030

+7 (925) 502-3030

[email protected]

Над иллюстрациями «Обломова» работал Евгений Лансере

Интересный факт: работе над иллюстрациями, заказанными Евгению Лансере Государственным издательством художественной литературы в 1934 году, предшествовал любопытный диалог, который художник даже зафиксировал в своем дневнике.

 

Люди творческие спорили о том, кто из писателей сумел правильно показать в своем романе живописца. Гончаров, к сожалению, не попал в список удачливых. Его участь также разделили Гоголь и Толстой. Тогда как точные черты характера художника сумели, по мнению Лансере, отразить в прозе Гофман, Бальзак и Золя.

Как бы то ни было, отдать должное мастерству Гончарова Лансере смог уже довольно скоро. Лишь несколько месяцев отделяют небрежно брошенную реплику в сторону классика от начала работы над эскизами к его роману «Обломов».

Признанному декоратору были заказаны 13 иллюстраций, в том числе обложка и заставка к книге, концовка, титульный лист и рисунки, сопровождающие сюжет.

Работа над картинами к роману продвигалась не слишком быстро. Больше всего времени иллюстратор потратил на образ Обломова. Существуют три эскиза к титульному листу произведения, на которых появляются главный герой и персонажи из его сна — Ольга и Штольц.

Обломов от картины к картине меняет возраст. Несколько штрихов карандаша отделяют юношу от человека средних лет, уставшего от жизни и собственного бездействия.

Лансере пытался уловить характер персонажа, привести его образ в полное соответствие с замыслом автора романа. Главное внимание при этом художник уделил прорисовке нижней части лица: безвольного подбородка, переходящего в скрытую складками одежды шею.

Занимала художника и главная героиня произведения Ольга Ильинская. В нескольких точных и выразительных эскизах к титульному листу он меняет портрет, привлекая внимание читателя к воздушному шарфу, который то придает динамику всему облику, взмывая от ветра вверх, то покорно ложится на девичьи плечи.

Признанной классикой стали созданные художником образы округлой и добродушной Агафьи Матвеевны, собранного и серьезного Штольца, смиренного старика Захара.

В оценке критиков работа Евгения Лансере удостоилась высочайших похвал. В один голос рецензенты утверждали, что художник сумел выразить саму атмосферу быта Обломовки и ее обитателей, запущенного барского дома Обломова, умело прорисованных на заднем плане пейзажей.

Книга с иллюстрациями Е. Лансере несколько раз переиздавалась, и сегодня каждый ценитель творчества художника не прочь отдать за нее немалые деньги.

Кстати, в послужном списке Лансере-иллюстратора мы найдем работу над книгами А. С. Пушкина («Выстрел», «Дубровский»), М. Ю. Лермонтова («Герой нашего времени», «Демон»), Л. Н. Толстого («Хаджи-Мурат», «Казаки»).

Известно влияние художника и на облик журналов «Мир искусства», «Аполлон» и «Золотое руно», в котором часто появлялись эскизы к его работам.

Предыдущая статья Следующая статья