аукционный дом

+7 (495) 510-6778

+7 (495) 502-3030

+7 (495) 510-6779

art@magnumars.ru

История создания двух портретов кисти Карла Брюллова

Карл Брюллов был человеком очень общительным. Среди его знакомых — В. А. Жуковский, А. А. Перовский, А. К. Толстой, П. В. Нащокин, друг А. С. Пушкина, сам Александр Сергеевич. С Перовским и Толстым Брюллов впервые встретился в Италии и, благодаря этому знакомству, в самом конце 1835 года, в декабре, едва вернувшись из заграничного путешествия, известный живописец попал в плен. Правда, заточение было добровольным и поначалу даже доставляло самому художнику удовольствие, ведь он очень плодотворно работал. Дело в том, что знаменитому автору полотна «Последний день Помпеи» Алексей Алексеевич Перовский заказал тогда три портрета: свой, сестры Анны Алексеевны и любимого племянника, Алексея Константиновича Толстого, ставшего впоследствии замечательным писателем. А чтобы художник быстрее закончил картины, заказчик поселил его в своем доме. И поставил условие: не отлучаться из квартиры. И, действительно, Брюллов быстро и с удовольствием написал портрет Толстого. Алексей Константинович, тогда совсем еще молодой человек (в 1836 году ему исполнилось всего девятнадцать лет), изображен в охотничьем костюме. В руках у него ружье, рядом собака. Мечтательное выражение лица, нежный румянец на щеках — таким увидел и запечатлел юного поэта Брюллов. Этот портрет так и остался лучшим из изображений Толстого.

Затем живописец начал работу над портретом А. А. Перовского, известного нам под псевдонимом Антоний Погорельский, автора чудесной сказки «Черная курица». Однако в это время работа уже начала надоедать художнику, он стал часто исчезать из приютившего его дома. Весьма «небрежно», по воспоминаниям современников, окончив портрет, он внезапно уезжает из Москвы, не поставив никого в известность. Портрет Анны Алексеевны мастер так и не начал.

Перовский изображен в домашнем халате, сидящим в непринужденной позе у окна. Серьезный внимательный взгляд, сосредоточенное выражение лица… Портрет был написан всего за полгода до его смерти.

Сегодня оба полотна находятся в Русском музее. Любуясь ими, мы редко задумываемся об истории их создания, о том, благодаря стечению каких обстоятельств они появились на свет. А ведь иногда это определяет не только содержание картины, но и настроение, которое она передает нам.

Предыдущая статья Следующая статья