Начиная со школьных лет, а то и раньше, мы знакомимся с неповторимым сказочным миром картин Виктора Михайловича Васнецова. Одна из них — «Ковер-самолет». Существует несколько интересных фактов, связанных с этой, необычной во всех отношениях, картиной.
«Ковер-самолет» — первая «сказочная» картина художника. Написана она по заказу Саввы Мамонтова. Меценат вначале расспрашивал молодого художника о том, какие сюжеты его интересуют, что он мечтал бы изобразить, а потом предложил создать три полотна для помещения кабинета правления Донецкой железной дороги. Савва Иванович много сделал для объединения талантливой молодежи в творческий союз художников, носивший название «Абрамцевский кружок».
Волшебное средство передвижение должно было стать символом самого быстрого транспорта, аллегорической иллюстрацией пробуждения нового железнодорожного направления. В результате, правда, правление отказалось от идеи разместить у себя в кабинете картины Васнецова, как неуместные в официальной обстановке. Полотна приобрели сам Мамонтов (ему достались «Ковер-самолет» и «Три царевны подземного царства») и его брат («Битва скифов со славянами»).
Сейчас нам кажется, что трудно себе представить более традиционного художника. Но в свое время после выставки передвижников, на которой картина была представлена широкой публике, «Ковер-самолет» вызвал бурю эмоций и поток самых различных мнений. Необычная тема, мотив свободного полета, контраст между среднерусским пейзажем и восточными красками ковра, неземным сиянием жар-птицы в клетке, сила, которой дышит фигура Ивана Царевича — все говорило о том, что талант художника начинает раскрываться во всей своей глубине. Ценители искусства, даже те, кому не пришлась по душе картина, не могли не признать и несомненный талант Васнецова в изображении декоративных деталей, сливающихся в четкий и ясный образ.
Вначале задумка живописца отличалась от финальной версии картины. На ковре должны были лететь двое — Царевич и его возлюбленная, склонившая голову на плечо Ивану. После долгих поисков Васнецов оставил на ковре одного героя, вручив ему в руки клетку с невиданным трофеем — заморской птицей. Однако идея о паре, совместно преодолевающей все преграды сказочного мира, воплотилась почти точно, как на эскизе в известном полотне «Иван Царевич на Сером волке», только вместо ковра здесь в качестве транспортного средства использовался серый мохнатый попутчик Ивана.