Большое влияние на живопись импрессионистов произвело открытие непривычной для европейского взгляда композиции японской гравюры. Она лишена симметрии: композиционный центр может быть смещен в угол произведения или находиться в любом случайном месте листа. Но не только приемы восточного искусства графики повлияли на произведения импрессионистов. Использование французскими живописцами необычных ракурсов также связано с появлением новых технических возможностей.
Сложно сказать, как видел мир человек эпохи Возрождения. Наше визуальное мироощущение начиная с XIX века изменено открытием фотографии. С тех пор мы воспринимаем окружающую действительность со всей спецификой фотографического кадра: акцент, «фокус» на центральном объекте, в то время, как боковые теряют четкость, определенные зрительные эффекты сокращения и перспективы, случайность мимики и позы. Если раньше живописец стремился передать общее впечатление от портретируемого человека, то с появлением фотографии автор, как правило неосознанно, воспроизводит точность образа, увиденного в одно конкретное мгновенье.
Эдгар Дега, Балерина позирует фотографу, 1875. ГМИИ им. А. С. Пушкина | Филлип Отто Рунге. Цветовой шар. Опубликован в трактате «Цветовая сфера», Германия, 1910. |
Колорит и методы нанесения краски на холст мелкими раздельными мазками чистых оттенков художники разработали, используя открытия И. Гёте, М. Шеврёля, Ф. Рунге в оптике, физике и психологии цвета. С помощью растворения контура предмета в его окружении и сочетания на холсте теплых солнечных бликов рядом с холодными противоположными цветами, импрессионисты изобрели свой способ передачи воздушной среды.