О художнике Борисове-Мусатове и его творческом методе написаны целые тома научных трудов. Но почти никто из первых исследователей не говорил о том, что виртуозный символист, создавший плеяду романтичных женских образов, был еще и фотографом. Большинству из живописных полотен мирискусника предшествовали яркие, мастерски выполненные фотоэтюды.
Небольшая фотокамера «Кодак» первоначально заменила художнику карандаш. С ее помощью он отвоевывал у времени небрежный жест, почти незаметный поворот головы, необычную позу, чтобы потом использовать выразительную деталь в совершенной по форме картине.
Первые фотографические опыты живописца относят к 1898 году. Тогда новенькая камера, привезенная из Парижа, помогала художнику в создании собственного фотодневника. Его страницы иллюстрируют путь, пройденный Борисовым-Мусатовым, от неловких, далеких от идеала снимков до настоящих фотоэтюдов своих будущих натурщиц.
Сегодня в героинях «Спящей девушки» и «Последнего луча» легко узнать Ю. Домбровскую. Сестра художника Елена Мусатова изображена на полотнах «Одиночество» и «Девушка с розами». Женские образы его задумчивы и нежны, холодны и отстраненны. Художник стремился создать лишенный идеальных черт и в то же время далекий от оригинала портрет настроения. Именно поэтому девушки Мусатова во многом похожи одна на другую.
Своих артистичных моделей фотограф не боялся заставлять замирать в определенных позах, следуя творческому замыслу. И в области композиции его фотографические этюды скоро приблизились по уровню мастерства к его картинам.
Часть творений фотографа стала основой для больших и малых полотен. Причем не всегда образ девушки переносился на холст в неизменном виде. Творческий замысел заставлял встретиться на полотне женщин, которые в реальной жизни были почти незнакомы друг с другом.
Со временем увлечение переросло в самостоятельный вид творчества. И фотограф уже не меньше внимания уделял качеству своих снимков, чем художник — легкости и строгости своих картин.
Сегодня знаменитый «Кодак» хранится в Музее-усадьбе Борисова-Мусатова в Саратове. Здесь же можно взглянуть и на фотографии, сделанные рукой мастера, — более семидесяти пластинок, каждая из которых заслуживает внимания и интереса не только как способ разгадать живописную технику художника, но и как отдельное произведение искусства.