Дмитрий Жилинский буквально «ворвался в искусство в середине 1960-х годов, о нем говорили как об одном из самых ярких русских художников ХХ века и новаторов в современной живописи. Из-за свойственной его работам монументальности и особой «героики» персонажей мастера часто относят к представителям «сурового стиля» в искусстве. Однако, среди «шестидесятников», Жилинский занимает особое место: основания героики Жилинского совсем иные, чем у таких представителей «сурового стиля», как Т.Салахов или В.Попков. Сам мастер не относил себя к художникам «сурового стиля», «я жил одновременно с ними», – говорит он. Исток героизации и универсализации в творчестве Жилинского – в его связи с великим искусством прошлого. Художник смог в ХХ веке переложить высокий стиль европейского Ренессанса и древнерусской иконописи на язык современности.