Николай Сверчков – один из самых ранних представителей реалистической жанровой живописи и выдающийся художник-анималист XIX века. Тематика и художественные образы Николая Сверчкова близки творчеству таких мастеров как П.П.Соколов, М.К.Клодт, Е.Е.Лансере. Среди поклонников его творчества был и сам французский император Наполеон III, купивший картину Сверчкова «Возвращение с медвежьей охоты», представленную на Всемирной выставке в Париже в 1863 году. Вышедшие из-под его кисти изображения рысаков и гончих поражают своим правдоподобием. Сверчков подходил к изображению животных с той же тщательностью и вниманием, с каким художники-портретисты относятся к изображению человека. Мастерство, с которым он схватывал малейшие черты облика животных, было поразительным. Исполненные художником образы выглядят столь натуралистично, что они представляют значительный интерес не только в художественном отношении, но и в научно-зоологическом. Самое главное достижение живописи Николая Сверчкова – это та глубина вчувствования состоянию животного и понимание его характера, которой удалось добиться художнику. Изображения животных без преувеличения «портретны»: в них передан не только внешний облик животного, но и те черты характера, которые подмечает лишь человек, искренне неравнодушный к ним. Художник отдавал предпочтение домашним животным: тысячелетиями живущие рядом с людьми, они казались ему особенно причастными человеческому миру. На картинах Сверчкова животные, наравне с человеком, сражаются с непогодой и ищут себе пропитание. Так, в картине 1872 года «Охотник, застигнутый вьюгой» (Тульский областной художественный музей) две гончие, поджав хвосты, бредут в плотной снежной завесе вместе со своим хозяином. В 1870–1880-х годах значительное место в творчестве мастера заняли картины, посвященные изображению собак (в том числе он написал «Портрет двух собак» для Г.Г.Кушелева, «Портрет собачки» для С.Н.Карамзиной, «Портрет охотничьей собаки для князя Олсуфьева, портреты двух собачек для графини Строгановой). У Сверчкова можно найти как образы небольших декоративных собачек, мопсов и левреток, так и статных сторожевых и охотничьих псов. В 1877 году на Академической выставке художник представил «Портрет сен-бернарской собаки», а в 1880 году по заказу французского графа Лафона исполнил два портрета принадлежавших ему собак: сеттера и сенбернара, а также «Голову сторожевой собаки».