аукционный дом

+7 (495) 510-6778

+7 (495) 502-3030

art@magnumars.ru

Константин Крыжицкий человек тонкой души, чувствительный ко всему прекрасному

В историю искусства Константин Крыжицкий вошел как мастер русской реалистической пейзажной живописи, талантливый педагог, активный общественный деятель, человек с тонкой душой, чувствительный ко всему прекрасному.

КРЫЖИЦКИЙ КОНСТАНТИН ЯКОВЛЕВИЧ
(1858–1911)

"Константин Яковлевич великолепно изучил воздушную перспективу
и ее особенности, эффекты освещения, строение дерева и убранство
природы. Он владеет рисунком с редким мастерством и в своих
пейзажах отражает красоту дали, растительности, зеленого и
снежного покрова..."
(Н.И. Афанасьев, автор сборника биографий "Современники")

Константин Крыжицкий родился 17 мая 1858 г. в купеческой семье в Киеве. Начальное художественное образование получил в Киевской рисовальной школе (1875-1876) у известного пейзажиста Н.И. Мурашко. Николай Мурашко был не только основателем и руководителем этой школы, но и замечательным педагогом. Он создавал гармоничную и творческую атмосферу; часто проводил занятия на пленэре в окрестностях Киева, придавая большое значение пониманию натуры. Учил не копировать природу, а чувствовать ее.

К.Я. Крыжицкий Дубы. 1893. Холст, масло. 57 x 50. Вологодская областная картинная галерея

В 1877 году Крыжицкий продолжил образование в Императорской Академии художеств в Петербурге; учился в пейзажном классе у барона М.А. Клодта наряду с другими талантливыми художниками Н.Н. Дубовским и И.Е. Крачковским, впоследствии ставшими известными мастерами пейзажа. Знаковым событием, перевернувшим художественное мышление молодого Крыжицкого в годы учёбы, стало открытие им новаторской системы декоративно-иллюзионистической живописи А.И.Куинджи. Учитель Крыжицкого – М.К.Клодт, опиравшийся на консервативные академические традиции, ревностно осудил увлечение ученика куинджистской манерой и поспособствовал его исключению из Академии буквально накануне выпуска.

Однако талантливый живописец был вскоре восстановлен. За период учебы неоднократно отмечался наградами: в 1879 — малыми серебряными медалями за картину «В окрестностях Киева» и пейзажные рисунки, а также большой серебряной медалью за картину «Ивы», в 1881 — малой серебряной медалью за рисунок с натуры, в 1883 — малой золотой медалью за пейзаж «Дубы».

В 1884 участвовал в конкурсе на получение большой золотой медали, выставив картину «Вид в Киевской губернии», но награжден не был; в том же году выпущен из Академии со званием классного художника 1-й степени. В 1889 году за картину «Лесные дали» (НИМ РАХ) и за «искусство и отличные познания в пейзажной живописи» Крыжицкий получил почетную степень академика. Работа была приобретена императором Александром III.

К.Я. Крыжицкий. Лесные дали. 1886. Холст, масло. Херсонский областной художественный музей им. А.А. Шовкуненко

Вскоре после окончания Академии художеств Крыжицкий был приглашен преподавателем в училище Штиглица и в Николаевский женский институт. Также он вел занятия в рисовальных классах школы Общества поощрения художеств течение двух лет (1889–1891). Часто художник собирал своих учеников в своей мастерской, которая находилась в большом семиэтажном доме Штааля на Малой Морской 14. Эта мастерская представляла просторное помещение, где всегда царил образцовый порядок – Крыжикций был педантично аккуратен. Одним из учеников Крыжицкого был А.А.Рылов, который в дальнейшем с теплотой вспоминал: «Я был счастлив увидеть известного пейзажиста, картины которого мне очень нравились своей правдивостью и каким-то радостным, счастливым настроением».

Крыжицкий много работал, писал преимущественно пейзажи, которые охотно раскупались коллекционерами, в том числе членами императорской семьи. Он много путешествовал: в 1890 году предпринял поездку в Германию и Францию. Дважды побывал в Норвегии; норвежские этюды послужили материалом для ряда больших пейзажей. В одной из этих поездок на север Крыжицкого сопровождал его ученик И.Ф.Шульце, впоследствии получивший известность за границей своими видами Шпицбергена. Также Крыжицкий совершал неоднократные поездки по различным губерниям России и Украины, много работал в Прибалтике.

К.Я. Крыжицкий. Звенигород. 1895. Холст, масло. Государственное музейное объединение
"Художественная культура Русского Севера"

Большинство живописных работ художника экспонировались на ежегодных академических выставках (1883–1911, с перерывами), Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (1882), Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде (1896). С 1890 по 1911 - член и экспонент Общества русских акварелистов. В 1900 году работы художника были представлены на Всемирной выставке в Париже. В 1909 году на Международной выставке в Мюнхене за пейзаж «Морозное утро» Крыжицкий был награжден Малой золотой медалью.

К.Я. Крыжицкий. Пейзаж со стадом. 1892. Холст, масло. 27 x 42. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Крыжицкий умел совмещать огромный творческий труд с большой общественной работой. Он всегда живо интересовался общественной жизнью страны. В 1909 году он стал одним из учредителей Общества художников имени А.И. Куинджи; с 1909 по 1911 — председателем правления. Организация поддерживала художников, помогала им в творчестве и в быту. Крыжицкий писал: "Я отношусь с должным уважением к чужому труду и с большой осторожностью касаюсь чужой души, а кроме того, признаю право на существование и на должную роль в деле общей эволюции искусства каждого художника. Исходя из этих соображений терпимости, я начал организовывать Общество им. А.И.Куинджи, надеясь объединить художников в одну дружественную семью, без различия партий и верований, полагая, что только совместными усилиями они могут вести общее дело, одинаково всем им дорогое дело русского искусства". Общество ставило своей задачей сохранение и развитие реалистических традиций русского искусства. С этой целью Общество организовывало выставки, а также приобретало работы художников.

В 1910 году Крыжицкий задумал цикл картин, посвященных столетию Отечественной войны 1812 г. Для его осуществления предполагал пройти весь путь русской и французской армий, но замысел не был осуществлен.

Жизнь Константина Крыжицкого трагически оборвалась 4 апреля 1911 г. в Петербурге. Художника похоронили на Смоленском православном кладбище. Мемориальные выставки прошли в Петербурге (1911 г.) и Москве (1913 г.).

Произведения К.Я.Крыжицкого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А.Коваленко, Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля, Вологодской областной картинной галерее, Николаевском художественном музее им. В.В.Верещагина и других музейных и частных собраниях России и за рубежом.

Предыдущая статья