Русский импрессионизм сочетает в себе множество разных стилистических тенденций. Появившись в России позднее, чем в других странах он неизбежно испытывал на себе влияния новых направлений европейского искусства.
В своих работах Константин Юон, Валентин Серов, Игорь Грабарь, Станислав Жуковский и другие представители русского импрессионизма активно используют приемы символизма и модерна - обобщение силуэтов, заливку широких плоскостей формы, изящную пластику контура.
К. Ф. Юон, Деревня Новгородской губернии, 1912, Государственный Русский музей. |
А.Е. Архипов. «Утро в деревне. Мост.» Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. |
Экспрессия неопримитивизма проявляется в творчестве Сергея Малютина, члена «Союза русских художников». В картинах Виктора Борисова-Мусатова уже заметно близкое к «гобеленному» декоративное решение пространства.
Характерными свойствами русской импрессионистической школы стали ясная эмоциональная выразительность и широкая размашистая манера письма. Наиболее ярко свобода живописной манеры заметна в открытых композициях Абрама Архипова. Жизнелюбие, радость, чистота локальных ярких цветов горят в летящих вихрях Казимира Малявина и залитых солнцем деревенских дворах Виноградова. Все эти качества продолжают развиваться и в произведениях советских мастеров – Сергея Герасимова, Владимира Стожарова, Юрия Пименова, Дмитрия Мочальского и других.
Д. К. Мочальский. «Новоселы. Из палатки в новый дом». 1957. ГТГ. | В.Ф. Стожаров. «Овины. Последний луч». 1958. Одесский художественный музей. |