аукционный дом

+7 (495) 510-6778

+7 (495) 502-3030

+7 (495) 510-6779

art@magnumars.ru

Импрессионисты и передвижники

И.Е. Репин "Стрекоза". Портрет В.И.Репиной, дочери художника, ГТГ.
 
Э.Мане «Любитель абсента». 1858-1859 гг. Новая Глиптотека Карлсберга, Копенгаген.

Прямое влияние новый французский стиль оказал в первую очередь на тех русских художников, которые стали непосредственными свидетелями появления импрессионистов на художественной арене Парижа. Это были выпускники и пенсионеры Академии художеств (И.Репин, В.Поленов, К.Савицкий, А.Беггров, А.Харламов и др.) под руководством Алексея Боголюбова.

И.Е. Репин Этюды к картине "Парижское кафе". 1873. Государственный Русский музей.

Мнения и отношение к импрессионизму в среде художников долгое время оставались переменчивыми. В первые дни открытия выставки импрессионистов в Париже в письме критику В. Стасову Репин пишет: «У французов тоже появилось новое реальное направление или скорее карикатура на него – ужас, что за безобразие, а что-то есть». Через месяц, сравнивая выставку с официальным Салоном, живописец называет импрессионистов реалистами и отдает им должное.

Многое в репинской манере: решение черных оттенков, этюдность, обобщение второстепенных деталей - появилось после сильного впечатления, которое произвели на художника картины в стиле импрессионизма Эдуарда Мане. Репин не случайно сближает в письмах понятия «реализма» и «импрессионизма», так как видит в них

 
Берта Моризо «У колыбели», 1872, Музей Орсэ, Париж. Н.Ге. «Портрет Н.И. Петрункевич», 1892, ГТГ, Москва.

единый корень – стремление к максимальной передаче действительности. Французские художники-импрессионисты, как и русские передвижники расширяли в своих картинах не только узкий круг принятых академических сюжетов, но и методы их исполнения.

Фрагментарность, даже кадрированность композиции подчеркивает мимолетность изображаемого момента. Этот излюбленный прием Эдгара Дега часто используют И.Репин и А.Саврасов, И. Прянишников и Н.Ге. В произведениях В.Сурикова света вылеплены по-импрессионистически фактурным мазком, а тени насыщены глубокими, интенсивными и звучными цветами. Мажорная тональность в картинах В.Поленова, поэтика повседневных мотивов – все это художественные средства живописи импрессионизма.

Ф. Базиль. «Розовое платье». 1864. Музей д’Орсе, Париж И. Е. Репин.. Тирольская шапочка. Портрет Н. Б. Нордман-Северовой, 1901. Государственный художественный музей Атенеум, Хельсинки, Финляндия.
Предыдущая статья Следующая статья