аукционный дом

+7 (495) 510-6778

+7 (495) 502-3030

+7 (495) 510-6779

art@magnumars.ru

Картины Васнецова — окна в сказочный мир

Виктор Михайлович Васнецов — один из самых самобытных русских художников. Его полотна знакомы нам с самого детства.

Васнецов родился в семье священника. Возможно, воспитание в православной традиции повлияло на дальнейшую жизнь художника. Мальчик рос, наблюдая российскую сельскую жизнь, воспринимая простых людей не как представителей народа, а как друзей, впитывая очарование сказок и песен, без которых не обходились ни одни посиделки.

Именно детские впечатления, по признанию самого мастера, оказали большое влияние на развитие личности Васнецова.

Виктор поступил в духовное училище в Вятке, после чего решил продолжить учебу в духовной семинарии. Одновременно Васнецов брал уроки рисования у преподавателя гимназии. Моделями ему служили гипсовые скульптуры и литографии, которых немало можно было найти в местном музее. Также будущий художник рисовал с натуры, участвовал в росписи нового вятского собора.

Живопись стала главной мечтой. Васнецов, к разочарованию отца, не стал священником, а с головой окунулся в мир творчества. Он покинул семинарию и принял решение поступать в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Чтобы найти финансы для поездки в столицу, Виктор Михайлович разыграл в лотерее жанровые картинки «Жница» и «Молочница». Однако сразу поступить в Академию ему не удалось. Некоторое время Васнецов учился в школе при Обществе поощрения художников. Там способного молодого человека отметил Иван Крамской, преподававший там же.

Поступив в Академию, Виктор, чтобы добыть пропитание, дает частные уроки, иллюстрирует различные издания, сотрудничает с журналами. Примерно в это время молодой художник знакомится и сближается с Ильей Репиным.

Еще находясь в стенах академии, Васнецов представляет свои работы на выставках передвижников. Картины с жанровыми сценами, отражающие и мастерство, и легкость, и наблюдательность художника, вызывают противоречивые мнения. Но одно понятно — публика заметила Васнецова. О нем говорят. Среди картин, представленных на выставках, особенно интересны: «С квартиры на квартиру», «В чайной», «Нищие певцы», «Книжная лавочка».

После Академии жизнь художника складывалась удачно как в творческом, так и в личном плане. Васнецов женился, его жена Александра Рязанцева подарила ему четырех сыновей. Виктор Михайлович побывал в Париже, после чего создал картину «Балаганы в окрестностях Парижа».

Русско-турецкая война на Балканах потрясла Васнецова, и он передал эмоциональное состояние полотну «Чтение военной телеграммы».

Одной из важных черт Васнецова всегда была привязанность к своей Родине. Вернувшись из Парижа и вдохнув воздух Отечества, он понял, что его настоящее место только здесь.

Мастерство художника растет. Его картина «Преферанс» удостоилась восторженной похвалы Крамского. Именно в это время время Васнецов обращается к русскому эпосу, истории, сказкам. Первым опытом Васнецова на этом поприще стала картина «После побоища Игоря Святославича с половцами», которую критики и широкая публика встретили не слишком доброжелательно.

Тем не менее нашлись и те, кто понял новое направление в творчестве художника, интересное и перспективное.

В период, когда Васнецов испытывал финансовые сложности, большую поддержку ему оказал Савва Мамонтов, заказавший художнику картины для правления Донецкой железной дороги. Благодаря этому проекту появились полотна: «Битва славян со скифами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», ставшие определенными вехами на творческом пути Виктора Михайловича.

Наиболее проникновенным, лиричным и гармоничным произведением из всех картин Виктора Михайловича Васнецова можно смело назвать знаменитую «Аленушку». Реализм и сказка слились воедино, создав целостный образ. Печаль девушки на берегу пруда неизменно вызывает отклик в сердце каждого, взглянувшего на это полотно.

Уже будучи признанным мастером, Васнецов пишет панно «Каменный век», принимает участие в росписи Владимирского собора (Киев), где привносит в религиозные сюжеты элемент сказочности, светскости.

После завершения работ во Владимирском соборе художник с семьей переезжает в Москву, приобретает усадьбу, строит дом. В это же время Васнецов работает еще над одной картиной, которую знает каждый россиянин, — «Богатыри», она становится центральным произведением первой персональной выставки художника, где также была представлена картина «Иван Грозный» — мощный портрет известного исторического персонажа.

На закате своей жизни Васнецов не только писал картины, но и принимал участие в росписи храмов в Петербурге, Варшаве, Дармштадте. Но основной его работой было создание полотен на тему русских сказок и портретов.

Революция стала ударом для художника только в личном плане — часть его семьи оказалась за границей. Политическая ситуация не сказалась на творчестве мастера — он по-прежнему продолжал разрабатывать сказочные образы. До самой смерти Виктор Михайлович не выпускал кисть из рук.

Васнецов стал символом сказочной живописи, внес в живопись новый смысл и по сей день остается любимейшим художником и детей, только открывающих для себя мир сказок, и взрослых.

Предыдущая статья Следующая статья