аукционный дом

+7 (495) 510-6778

+7 (495) 502-3030

+7 (495) 510-6779

art@magnumars.ru

Севастопольский альбом Владимира Маковского

9 Февраля 2016

7 февраля 1846 года родился живописец Владимир Егорович Маковский, наиболее известный как мастер жанровой живописи. Его бытовые сцены, тонкие и ироничные, продолжают традицию Павла Федотова и отличаются теплотой, чуткостью и психологической точностью типажей и характеров.

Кроме повседневных сюжетов художник писал пейзажи, создал ряд эскизов к росписям храма Христа Спасителя, портретировал царскую семью. Менее известны батальные произведения мастера, но именно в этой сфере, в работе над севастопольской графической серией 70-х годов, автор раскрывает новое понимание военной темы.

Маковский В.Е, Сцена после Инкерманского боя, 1872, ГИМ. Прянишников И.М. Приготовление к ночной атаке, 1872, ГИМ.

В 1871 г. Владимир Маковский вместе с живописцем Илларионом Прянишниковым был привлечен к работе над альбомом «Эпизоды севастопольской жизни 1854-1855 годов». Они подготовили небольшие по размеру произведения, выполненные жидким маслом по картону, к открытию Политехнической выставки, посвященной 200-летию со дня рождения Петра I. Комиссия выставки предоставила художникам все необходимые материалы: фотографии, гравюры, литературу по истории Крымской войны. В качестве натурщиков Маковскому и Прянишникову позировали действующие солдаты, а консультантами были призваны ветераны Севастопольской обороны. Во многом художникам помогли рисунки В.Ф. Тимма и Н.В. Берга, графиков, участников Крымской войны. Достаточно сказать, что портрет адмирала П.С. Нахимова, выполненный Тиммом, является единственным прижизненным изображением героя.

Маковский В.Е., Смерть адмирала П.С. Нахимова, 1872, ГИМ. Прянишников И.М.. Адмирал П.С.Нахимов на 5-м бастионе во время первой бомбардировки 5 октября 1854 года, 1872, ГИМ.

Характерное для русской живописи 70-х годов внимание к сценам жизни простого народа отразилось и в этой графической серии. В сущности, Маковский и Прянишников открывали новый путь в видении батальной картины, раскрывая образ Войны через отдельные эпизоды жизни солдат и мирных людей. В этой камерности рисунка и внимании к бытовым сюжетам военной жизни художники были близки к пониманию батальной живописи Василием Верещагиным, работавшим в это время над туркестанской серией.

Верещагин В.В. Туркестанская серия. Смертельно раненный. 1873г. ГТГ. Верещагин В.В. Туркестанская серия. Высматривают. 1873. ГТГ.

В общей сложности Маковский создал для севастопольского цикла двадцать одно произведение, а его соавтор восемнадцать. Прянишников выбирал для своих работ драматические сцены, эмоционально остро передающие напряженность момента. Маковский же чаще разрабатывал сюжеты из обычной повседневной жизни во время осады. Интересны две его работы, посвященные детям: «Таскание ядер на бастион детьми» и «Игра в бомбы». Первая картина композиционно перекликается со знаменитой «Тройкой» Василия Перова, вторая же напоминает картину самого Маковского «Игра в бабки». Дети, живо перенявшие новые условия реальности и по-своему откликнувшиеся на нее, азартно играют в бомбы, так же как раньше с энтузиазмом играли в бабки.

Маковский В.Е. Игра в бомбы, 1872, ГИМ. Маковский В.Е. Таскание ядер на бастион детьми, 1872, ГИМ.

Севастопольский альбом был положительно отмечен критиками, в том числе В.В. Стасовым. Кроме В.Е. Маковского и И.М.Прянишникова в работе принимали участие Г.Г. Мясоедов, П.А. Нисевин и В.И. Шервуд. В данный момент серия хранится в фондах Государственного исторического музея.

Предыдущая новость Следующая новость
Архив новостей
Ноябрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30